Настольная игра – продукт особый. Чтобы ее купить и не прогадать, ее надо знать, иначе приобретаешь «кота в мешке». В нашей стране ситуация осложняется еще и тем, что вся культура настольных игр центрируется вокруг квартета шахматы-шашки-нарды-карты. Отсутствие разностороннего игрового опыта порой приводит к казусам, очевидным, к сожалению, только для продавца. Мы решили, что покупатель тоже имеет право знать, что некоторые запросы априори не приведут к той-самой-игре. В то время, как правильный вопрос – это половина решения.
Итак, вот 9 вопросов, которые не помогают, а мешают продавцу найти для Вас подходящую настольную игру.

1. «Покажите мне самую лучшую игру».
Это все равно, что попросить библиотекаря выдать самую лучшую книжку. Не получится, одним словом. Ведь самая лучшая – она у каждого своя. А у любителей еще и не одна. Или если бы, скажем, вы выбирали автомобиль. Какой бы вы взяли? Самый лучший? Для леса подойдёт УАЗ, а для участия в Формуле 1 – болид.
Как лучше спросить? Попросите рассказать, какие игры бывают. Почти наверняка Вы довольно быстро поймете, про что Вам хотелось бы услышать подробнее, а какие виды игр совсем Вас не интересуют.

2. «Дайте игру, которую больше всего покупают».
Популярность – это просто мода. Многие игры похожи своей механикой, но отличаются при этом оформлением, материалами, «изюминками» игрового процесса. Самая продаваемая игра – далеко не самая лучшая. Так, все знают «Дженгу», но есть такие игры, как «Рифф Рафф», «Вилла Палетти», «Баусак», «Колесо» и многие другие. Все эти игры – типа «куча мала», т.е. в них нужно нагромождать конструкции, избавляясь при этом от деталей и стараться не развалить уже созданное. Однако, игровой процесс у этих игр различный, например, «Баусак» - это игра-аукцион, а «Рифф-Рафф» - тактическая игра.
Как лучше спросить? Желательно уточнить жанр или попросить рассказать о разных видах игр.

3. «Хочу игру, как в детстве: кубик кинул и пошел».
Не, ну, можно, можно, конечно, найти… где-то на возраст 3-6, 5-8 лет. Все остальное будет сильно отличаться, потому что мы выросли, ребят! Когда-то там, в далеком детстве, нам было очень сильно интересно кидать кубик, ходить на нужные шажочки и выполнять действия типа «пропусти ход», «вернись на предыдущую стоянку» и т.п. Но сейчас, честное слово, это будет очень скучно. Хотя, если Вам от 3 до 8 лет – самое оно, ведь возрастные особенности никто не отменял.
Как лучше спросить? Ответ такой же, как на предыдущий вопрос – попросите рассказать о современных видах игр. Ведь скорее всего, Вы просто хотите испытать настоящую детскую радость, просто игра Вам для этого нужна уже не детская.

4. «Чтобы было интересно не только 4-летнему сыну, но и мне (30-летнему папе – прим. автора)».
Забудьте об этом. Ваши интеллектуальные возможности значительно превосходят таковые вашего ребенка. Вам будет скучно играть в детскую игру почти наверняка. Особенно, если это 2-я партия. И уж тем более – 3-я. Заметьте! Вашему малышу будет не менее скучно играть в нечто, предназначенное для другого возраста. И, хотя дети очень стараются, потому что проводить время вместе с мамой и папой – это желание каждого ребенка, давайте смотреть правде в глаза: играете Вы, а он, в лучшем случае, учится, но чаще – просто соглашается с Вашими ходами.
Как лучше спросить? Прямо вот так: «Какие есть игры для 4 (3, 5 и т.д.) лет?». Можете немножко рассказать о ребенке – это поможет выбрать тему или ту механику, которая будет наиболее увлекательной именно для Вашего малыша. Например, «Он очень подвижный», «Любит волшебство», «Сейчас читаем сказку про великанов – ему нравится» и т.д. Чем больше таких характеристик, тем выше шансы найти то, что нужно. Ребенку интересно, а мы, взрослые, подыграем. А для себя купите игру отдельно. Если нет подходящей для игры компании, всегда можно купить головоломку.

5. «Это для моего ребенка слишком просто, нам нужно что-то более сложное, развивающее».
В нашей истории, пусть и не очень длительной, был лишь 1 случай, когда это было правдой и то – отчасти. Речь шла о маленьком игроке с не по возрасту развитым мышлением. При этом, произвольность (т.е. способность удерживать правила) была такой, как и положено в его возрасте – довольно низкой. Поэтому сложные игры привлекали его, но были по-настоящему недоступны, ведь играть, когда не можешь удерживать правила, не получится. Зато получались постоянные конфликты. В такой ситуации мы, опять же, рекомендуем игры по возрасту. Поверьте, развитие интеллекта в такой ситуации не будет тормозиться (мир, в конце концов, не одними играми полнится), зато произвольность и эмоциональность будут развиваться, как положено, а не искаженно (как в случае постоянных истерик, конфликтов и игр «в поддавки»). А чтобы юному гению не было скучно, выберите то, что не дается лично ему слишком просто, например, игры на внимание, память, скорость, координацию движений.
Как лучше спросить? Так же, как в предыдущем случае – «Какие есть игры для 4 (3, 5 и т.д.) лет?» и немножко рассказать про особенности ребенка.

6. «Чтобы было интересно».
Продавец в этот момент чувствует, что его приняли за кого-то другого. Например, провидца. Или экстрасенса. На худой конец, невероятно прозорливого психолога, способного по движениям уголков губ и форме воротничка раскрыть личность покупателя. Часто последствия такого запроса сводятся к тому, что продавец просто рассказывает все подряд. Нередки случаи, когда покупатель удивляется, что ему показывают «не интересные» игры, да еще и со словами «хитовая в своем жанре». А просто жанр не Ваш.
Как лучше спросить? Перечислите игры, которые Вам очень понравились и не понравились – это сразу задаст рамки, которые позволят продавцу понять, что такое это «интересно». Если игровой опыт маленький, то перечислите, что вы хотите делать в игре. Например, «хочу, чтобы надо было думать, люблю логические задачки», «терпеть не могу думать, хочу, чтобы было весело и прикольно, ненапряжно», «что-нибудь социальное, чтобы люди раскрывались» и т.п.

7. «Игру, такую же как…(например, монополия – прим. авт.)».
Этот запрос самый легкий для продавца (найти похожую игру – почти всегда просто) и самый ложный для покупателя. Дело в том, что человек данную игру хорошо знает и любит, однако, уже наигрался. Поэтому, если купит что-то «похожее на», то наскучит это очень быстро, т.е. он обманется в своих ожиданиях.
Как лучше спросить? Аналогично предыдущему вопросу: задать продавцу рамки того, что Вы любите и чего не любите.

8. «Хочу универсальную игру, чтобы всем понравилась».
Это самый частый запрос среди пар. Приходят парень с девушкой, у которых уже есть 1 игра, которую любит парень и не любит девушка (например, - наоборот тоже, конечно, бывает). И сейчас они хотят купить еще 1 игру, которая будет нравится им обоим. В такой ситуации могут помочь 2 вещи: удача и серьезный игровой опыт покупателей. Во всех других случаях (а их, по понятным причинам, будет большинство) покупка либо не совершится (потому что кому-то одному будет всегда не нравится), либо совершится опять с игнорированием интересов одного из участников.
Как поступить? Купите 2 или 3 недорогие игры с разной механикой. Это способствует решению сразу нескольких проблем: 1) у Вас появляется целый набор разных игр, что расширяет Ваш игровой опыт, 2) шансы на то, что среди нескольких найдется хотя бы одна интересная каждому, возрастают по сравнению с покупкой лишь одной игры, 3) Вы сможете проявлять благородство, не будучи ущемленным в своих потребностях – чередовать игру в то, что нравится Вам, с тем, что нравится важным для Вас людям. И помните: недорогая игра – не значит «плохая», ведь цена складывается из разных составляющих.

9. «В следующий раз я приду к Вам с ребенком и он сам выберет то, что ему понравится».
Это очень большое заблуждение! Игра – не пирожок. Выбор игры сложен даже для взрослого человека, у которого способность к абстрагированию, предвосхищению и децентрации невероятно велика. Подумайте: Вам нужно выслушать (!) и запомнить правила игры; сравнить их со своими интересами и возможностями (во многом опираясь на предыдущий опыт); оценить «подходящесть», т.е. отнестись к игре. И так 5-10 раз. Ведь игра в магазине не одна. А потом выбрать из этих 5-10, прикинув все плюсы и минусы. Нам просто очень жаль детей, у которых разбегаются глаза от множества красивых картинок и которые через 5 минут демонстрируют все признаки расторможенности, неустойчивости внимания, истощенности и прочих вредных состояний.
Как поступить? Приходите без ребенка. Не бойтесь, что он не научится выбирать: его собственный игровой опыт вместе с возрастом старше 7 лет значительно повышают шансы на то, что он быстро научится выбирать из всех этих коробочек. Пока оба эти условия не соблюдены, никакого обучения выбору происходить не будет. Еще раз: собственный игровой опыт и возраст старше 7 лет. Одного условия недостаточно. И представьте, какой будет замечательный сюрприз, когда Вы принесете домой новую игру. И нисколько этот сюрприз не омрачится тем, что выбран Вами. Наверное, даже наоборот.