Конструктор — универсальная игрушка для детей любого возраста. Она развивает и тренирует воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, усидчивость. Правильно выбранный конструктор способен стать любимой игрой ребёнка, которая будет занимать его не 5–10 минут, а часы.

Объясняем, как найти конструктор, который подойдёт ребёнку и по-настоящему ему понравится.

Подобрать по возрасту

Первое, на что надо ориентироваться при выборе типа конструктора, — возраст ребёнка.

Для самых маленьких детей до трёх лет стоит выбирать конструкторы с небольшим количеством деталей — желательно до 15 элементов в одном наборе. Детали должны быть крупные, чтобы ребёнок их не проглотил, и хорошо обработанные, чтобы он не смог пораниться. Лучше всего маленьким детям подходят кубики и объёмные мозаики, сделанные из натуральных или мягких искусственных материалов, хорошо обработанного пластика.

Детям от четырёх и до шести лет можно покупать более сложные строительные наборы вроде LEGO и его бюджетных аналогов. Подойдут игольчатые и магнитные конструкторы, наборы с присосками.

Для детей старше шести лет можно выбрать электронные и динамические конструкторы, которые помогут разобраться в том, как устроен мир вокруг. С такими наборами можно ставить опыты, они часто сопровождаются познавательными пособиями и инструкциями.

Подросткам подойдут STEM-наборы, которые позволяют усвоить основы физики, химии, робототехники и программирования.

Стоит учитывать, что детям любого возраста в процессе игры часто нужна помощь родителей. Игра с конструктором — всегда решение задач разной сложности, и если у ребёнка постоянно будет не получаться справиться с этими задачами, конструктор ему быстро надоест. Здесь могут прийти на помощь родители — вместе с ребёнком дойти до решения. Не стоит играть за ребёнка или сразу показывать ему, как правильно собрать конструктор: он должен разобраться сам, но с ненавязчивой помощью и подсказками.

Обратить внимание на материал

Для изготовления конструкторов используют разные материалы. Самый популярный и дешёвый — пластик. Конструкторы с пластиковыми деталями есть для детей разных возрастов. Если пластик качественный — хорошо окрашенный и прочный, — набор прослужит долго. При выборе стоит обращать внимание именно на толщину пластика: слишком тонкий может трескаться.

Конструкторы для самых маленьких детей делают из мягких вспененных материалов — EVA, пенополиуретана, пенополиэтилена. Можно найти конструкторы из силикона и резины. Мягкие детали сводят к минимуму риск различных травм, что очень важно для детей до двух лет.

Деревянные конструкторы подходят детям разного возраста и в последнее время становятся очень популярными, поскольку дерево — экологичный материал. При выборе наборов с деревянными деталями стоит обращать внимание на качество обработки дерева — все элементы должны быть идеально гладкими.

Конструкторы с металлическими деталями предназначены для детей старше семи лет. В таких наборах много мелких деталей, с которыми не справится маленький ребёнок. По сложности сборки металлические конструкторы бывают разными, но чаще всего работа с ними требует много времени и усидчивости, ведь элементы нужно прикручивать друг к другу. Кроме того, металлические конструкторы не такие яркие и красивые, как пластиковые.

В магазинах можно найти даже керамические конструкторы. Чаще всего это наборы, которые позволяют создавать довольно сложные постройки — крепости, замки, дома. Выглядят готовые модели очень красиво, но стоит учитывать, что каждая деталь в них хрупкая. Такие наборы больше подойдут детям старшего возраста. Производители предлагают несколько решений: с готовыми кирпичиками в наборе или с сухой смесью, детали из которой делает сам ребёнок.

Выбрать тип

По типу конструкторы делят на классические, винтовые, динамические, электромеханические, электронные, магнитные, пневматические.

Из классических конструкторов собирают статичные модели. Детали между собой соединяются с помощью выступов и выемок. По типу сборки это одни из самых простых наборов.

У винтовых конструкторов детали соединяются между собой с помощью винтов и гаек. В зависимости от размера деталей такие наборы могут подойти детям от четырёх до десяти лет. Чем меньше ребёнок, тем крупнее должны быть детали и тем меньше их должно быть в комплекте.

Динамические конструкторы представляют собой сборную модель из лабиринта, трубки или горки, по которой можно пускать шарик, автомобиль и другие элементы. Чаще всего многие элементы в уже собранной модели тоже подвижные. Такие конструкторы станут отличным развлечением для детей младшего школьного возраста.

В электромеханическом конструкторе есть моторчик, который приводит собранную конструкцию в движение. Чаще всего такие наборы — это роботы-трансформеры, различные машины, поезда. Иногда в комплекте с электромеханическими конструкторами идут пульты радиоуправления.

Электронные конструкторы позволяют

 понять, как устроены различные электрические цепи и какие схемы им соответствуют. С их помощью можно собрать простейшие электронные устройства и модели, например FM-приёмник, микрофон, светофор.

Пневматические конструкторы — это разновидность подвижных конструкторов. Они работают за счёт давления сжатого воздуха или напора воды, которые приводят в движение элементы конструктора.

Классические, динамические и винтовые конструкторы больше подходят детям дошкольного и младшего школьного возраста. Электромеханические и электронные конструкторы — более сложные, поэтому подойдут школьникам старше восьми лет.

Проверить количество деталей

Чем больше деталей в конструкторе, тем он сложнее. Детям до трёх лет лучше выбирать наборы с количеством элементов до 50. От трёх до шести — до 150, детям младшего и среднего школьного возраста — до 250. Подростки могут справиться с более сложными конструкторами, в которых может быть от 250 до 1000 деталей.

Оценить дополнительные возможности

Многие конструкторы оснащают дополнительными элементами, которые расширяют возможности сборки и взаимодействия с уже готовыми моделями.

Например, в некоторых наборах есть разнообразные датчики: вращения, давления, касания, цвета и другие. Датчик вращения контролирует движение предметов в динамических конструкторах. Тактильные датчики способны фиксировать физическое давление при сжимании или толчках. Они позволяют определить, какое давление нужно создать, чтобы робот смог взять предмет и при этом не повредить его. Датчики цвета позволяют управлять последовательностью действий, которые совершают подвижные элементы конструктора: например, если поезд по пути следования встречает зелёный элемент — он едет дальше, если красный — останавливается.

В комплект некоторых конструкторов может входить программируемый микрокомпьютер. Он позволяет подключить собранную модель к стационарному компьютеру или ноутбуку через USB-кабель, чтобы с помощью них запрограммировать её. Программы для программирования моделей скачивают отдельно — они простые и позволяют освоить основы программирования на уровне решения простых визуальных задачек, поэтому речь идёт, конечно, не о написании кода.

Большой спектр дополнительных познавательных возможностей дают STEM-конструкторы. STEM — особый подход в обучении детей, который основан на творческом решении разных задач и создании проектов. Такие конструкторы позволяют приобрести базовые знания по естественным наукам, инженерии, робототехнике и математике в игровой форме. К STEM-наборам всегда приложены дополнительные материалы, которые помогают ребёнку во взаимодействии с конструктором, позволяют организовать игру.